О вилках карданного вала. Фланец-вилка

Своё название данный элемент получил от обычной столовой вилки, так как по форме он напоминает этот столовый прибор с двумя зубцами. Вилка — собирательное название для нескольких частей карданного вала. Все они в отдельности имеют свои названия:

  1. Фланец-вилка. Этот элемент крепит кардан к КПП, раздаточной коробке, редукторам мостов. В зубцах этой вилки есть проушины, в которые вставляются шипы крестовины. С обратной стороны расположен фланец, дающий название детали, он служит для крепления кардана к другим агрегатам.
  2. Вилка шарнира. Элемент, соединяющий кардан с одной из крестовин. Она крепится с помощью сварки к трубе, а обозначается обычно как вилка карданного вала (шарнира).
  3. Скользящая (подвижная) вилка карданного вала. Служит изменению длины карданного вала. На одной из сторон кардана она устанавливается подвижно и может смещаться внутри его трубы.

Ознакомившись с общими понятиями о деталях и их функционале, дальше мы интересуемся ими с практической точки зрения.

Фланец-вилка

Как мы уже писали, основная функция этого вида вилки — крепление кардана к другим агрегатам, соседствующим с ним.

Так как деталь выполняет очень ответственную работу, производят её с помощью высокоточного литья. Её зубцы плоские и массивные, в них устроены отверстия для игольчатых подшипников. В эти подшипники вставляются две противоположных цапфы крестовины, а противопоставленные им пары шипов и подшипников располагаются в проушинах вилки. Это и есть шарнир, передающий вращение между несоосными валами при изменяющемся угле.

Возможные повреждения фланец-вилки:

  • Увеличение внутренних диаметров проушин за счёт их изнашивания. На ранней стадии появления проблемы достаточно установить компенсирующие втулки, далее — только менять деталь полностью.
  • Недостаточный уровень затяжки болтов. Проверяйте периодически и при необходимости подтягивайте болты, следите, чтобы они были затянуты до отказа.
  • Коррозия металла шарнира. Вне зависимости от того, как часто обслуживается крестовина, нужно регулярно смазывать шарнир во избежание коррозии и проблем в эксплуатации.
  • Износ и деформация щёк. Она может привести к искривлению посадочной части крестовины, которая в следствие повреждения щёк располагается неправильно, теряя надёжность соединения. При слабой степени деформации щёк их можно выправить на станке, в более сложных случаях требуется замена детали.