Виды крестовин

Крестовой шарнир, или крестовина, имеет свои особенности конструкции, в зависимости от типа и марки автомобиля, от его веса и грузоподъемности, размеров колес и т.д.

Крестовины применяются в трансмиссии легковых и грузовых автомобилей, микроавтобусов и автобусов, тракторов, спецтехники. Отсюда и различие в видах крестовин карданных валов и крестовин рулевого карданного вала.

У разных производителей крестовины в продаже отличаются: могут быть крестовины с масленками, расположенными в разных их частях, и без них, без подшипников и с подшипниками, с точеной чашкой или из листового металла.

Виды крестовин в зависимости от типа подвески

Автомашины с независимой задней подвеской обладают карданным валом с одним шарниром в середине. Его рабочий угол невелик: всего лишь несколько градусов. Задача шарнира – нивелировать деформации вала и смещения, которые может вызвать движение редуктора заднего моста, который подвешен на «подушках».

Автомашины с зависимой подвеской обладают, как правило, двумя шарнирами, рабочие углы которых могут быть любыми.

Конструктивно крестовины имеют огромное количество разновидностей, поэтому для каждой марки и модели автомобиля нужно индивидуально подбирать крестовины рулевого карданного вала и крестовины кардана.

Виды крестовин по величине подшипников

  • Крестовины для малых оборотов (большой крутящий момент и высокие нагрузки). В них применяются ролики подшипников с малым диаметром, которые имеют высокое сопротивление и подвержены нагреву. Но их обычно много, поэтому площадь опорной поверхности больше. Благодаря этому крестовина для малых оборотов выдерживает высокие нагрузки и может участвовать в передаче большого крутящего момента.
  • Крестовины для больших оборотов (маленький крутящий момент и небольшие нагрузки). Ролики подшипников таких крестовин имеют больший диаметр, обладают низким сопротивлением и меньше нагреваются. Соответственно такие крестовины участвуют в передаче небольшого крутящего момента и плохо переносят ударные нагрузки, которые неизбежно возникнут из-за люфтов. Люфты увеличиваются в процессе эксплуатации автомобиля, из-за износа деталей карданного вала.

Виды крестовин по месту расположения

Обычно на заднеприводных автомобилях с карданной передачей есть двекрестовины: крестовина рулевого вала и крестовина карданного вала. Рулевая крестовина меньше по размеру, чем крестовина кардана.

Виды крестовин по типу крепления

Крестовины могут быть с наружным и внутренним закреплением стопорными кольцами. В новых шарнирах облегченного типа чашки подшипников закрепляются кернением.

Качество крестовин

К сожалению, крестовины карданного шарнира, как и крестовины рулевой колонки, многих производителей не обладают уровнем качества, необходимым для обеспечения стабильной и безопасной работы карданного механизма. Часто попадаются крестовины рулевого кардана с заметными невооруженным глазом нарушениями геометрии, что дает люфты при сборке кардана, стук и вибрацию.